ИА Реалист

206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Соловьев
    БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ: ЧТО ПОБЕДИТ В ГЕРМАНИИ НАЦИЗМ ИЛИ ДОБРЫЙ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ МЕЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЗ КО...К власти в Герман...
  • Владимир Соловьев
    Пошли нападки США на Китай перед олимпиадой!Данные, полученны...
  • Ирина Богданова
    России надо предупредить сша что первые удары будут по ним и  англичанам:( сразу успокоятся….США готовятся к с...

В основе современного Казахстана лежат идеи алашского движения

В основе современного Казахстана лежат идеи алашского движения

НУР-СУЛТАН (ИА Реалист). Тридцать лет назад распад Советского Союза привел к созданию новых независимых государств. За эти годы жизнь в братских республиках сложилась по-разному. За короткий исторический период Казахстан прошел впечатляющий путь к подлинной независимости, государственному суверенитету, созданию полноценной современной экономики и динамично развивающейся социальной сферы. Это был нелегкий путь. Наша страна понимает все трудности и проблемы. Независимый Казахстан — ответственное государство, занимающее активную позицию как в мировой политике, так и в центральноазиатском регионе. В переводе с казахского языка слово «алаш»: 1) называется древнейшим объединением казахских племен; 2) казахские войска; 3) люди, синонимы слова «казахи». В 2017 году исполнилось 100 лет движению «Алаш». Возникновение национально-патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было исторически закономерным и справедливым событием. Основной причиной возникновения движения являлись возникновение и рост национального самосознания и понимания национальных интересов у самой передовой части казахского народа того времени — казахской демократической интеллигенции и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма.

Самодержавие насильно разобщало исторически сложившийся единый народ, разделив управление им на самостоятельные административные органы, изъяв древние земли казахов, насаждая такую систему образования, которая привела бы к исчезновению родного языка и культуры казахского народа. Все это вело к конфликту между царизмом и народом во главе с передовыми представителями казахской демократической интеллигенции Букейхановым, Байтурсыновым и др. К началу XX века стало ясно, что самодержавие изживает себя. Первая русская революция 1905-1907 годов докатилась и до казахской степи. Именно к этому времени относится формирование движения «Алаш». Профессор Дина Аманжолова в своей статье «Партия «Алаш». Истоки национальной демократии» пишет: «Немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения, науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала тем критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров, которые составляли существо духовной жизни казахского общества, выражали самые острые проблемы его жизнедеятельности. Просветительские инициативы будущих алашординцев (лидерами движения были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов), создание периодической печати, решительное включение в политическую борьбу в составе социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений, уникальный по богатству и разнообразию опыт сотрудничества с многочисленными общественными деятелями, учеными и политиками дали замечательные плоды. Через попытку создать самостоятельную партию, через бурные дебаты в первой национальной газете «Казах», через короткий опыт парламентаризма и многотрудную практику защиты народных интересов в страшном 1916 году сформировался замысел и развернулась масштабная деятельность по созданию общенациональной партии как наиболее подходящего инструмента этнополитической консолидации общества». Алашское движение впервые в истории казахского народа озаботилось вопросом модернизации своей страны. Как пишет далее профессор Аманжолова в своей статье: «Среди наиболее значимых задач модернизации, которые составили программу «Алаш», трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства: определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации. Кроме того, лидеры движения стремились создать политико-правовую базу для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме. В числе задач было и радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой культуры; включение элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления. Важно отметить, что широко образованные лидеры зарождавшейся партии сумели предложить наиболее адекватную в тех условиях систему мер, творчески используя лучшие теоретические и идейные наработки, имевшиеся тогда в арсенале общественно-политической мысли». Наглядное свидетельство тому — принятая осенью 1917 года программа движения «Алаш»: 1. Государственное устройство. Россия должна быть демократической федеративной республикой. Каждое государство, входящее в федеративную республику, являясь самостоятельным, действует в единении с другими государствами – членами федерации. 2. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской федеративной республики. 3. Основное право. В Российской республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола. 4. Религия отделяется от государства. Все религии равноправны. 5. Власть и суд. Должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский. 6. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско. 7. Налог. Взимание налогов производится по степени богатства и имущественного состояния. 8. Рабочие должны защищаться законом. Партия «Алаш» поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов. 9. Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатно. 10. Земельный вопрос. В основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения. В период установления Советской власти взаимоотношения партии «Алаш» с новыми властями по существу не перешли от контактов к компромиссам. В ряде городов — Петропавловске, Перовске, Аулие-Ате, — где в местных Советах главенствовали радикальные элементы РСДРП (б), активисты «Алаша» подверглись репрессиям. Лишь в Семипалатинске, Верном и в некоторых других местах между ними наладилось хрупкое и недолговременное сотрудничество. С середины 1919 года начинается переход отдельных представителей, в том числе и лидеров «Алаш-Орды», на сторону советской власти, к концу года он принимает массовый характер, чему способствовала широкая амнистия участников алашского движения, сыгравшая большую в его окончательном организационном распаде. Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно-культурных изменений, произошедших в Казахстане в конце XIX – начале XX веков. Центральным элементом движения явилась общенациональная партия «Алаш», организованная в июле 1917 года. С самого начала, участвуя в общественно-политической жизни, партия «Алаш» своими главными задачами считала достижение двух целей: освобождение казахского народа от колониального ига и обеспечение будущего вхождения казахского общества в цивилизованное мировое сообщество. По своей социальной природе партия «Алаш» являлась политической организацией разночинной казахской национально-демократической интеллигенции. Она стремилась приспособить Казахстан начала XX века к буржуазно-капиталистическим отношениям. Этого предполагалось достичь эволюционным путем – посредством реформ. Поэтому она отвергала идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны стала союзницей антисоветских и антибольшевистcких сил. В этом противостоянии партия «Алаш» и правительство «Алаш-Орды» потерпели поражение. 30 лет назад наша страна стала независимым и суверенным государством. За эти годы Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева прошел путь от бывшей союзной республики с сырьевой экономикой до самостоятельного государства, проводящего многовекторную внешнюю политику, создавшего рыночную экономику и стремящегося попасть в 30 развитых стран мира. Идеи политических движений в начала XX века за национальное и демократическое развитие нашли свое конкретное отражение в конце XX века при становлении суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством президента Назарбаева. Он создал современное государство со всеми институтами власти, системой полноценного управления, регулярной армией и флотом, общепризнанными границами, своей валютой и т.д., чего до этого не было в истории нашего народа. Не секрет, что для любого государства СНГ взаимоотношения с Россией очень важны и исключительны. И то, что взаимоотношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1991 года и по сей день позитивны, конструктивны, результативны и взаимовыгодны — это заслуга первого президента, который сумел выстроить правильные взаимоотношения и с Михаилом Горбачевым, и с Борисом Ельциным, и с Владимиром Путиным. Назарбаев и Токаев сумели во имя высших интересов нашего народа и государства на каждом из этих этапов сохранить дружбу, добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество в разных сферах межгосударственного, так и человеческого общения между двумя народами и государствами. И сейчас отношения между РФ и РК являются союзническими, братскими, равными и взаимовыгодными, что идет на пользу прежде всего нашему народу и стране, а также России и его народа. Здесь не надо быть профессиональным психологом, но понятно, что это совсем разные по характеру, харизме и стилю государственного управления руководители соседнего государства. Первый президент Казахстана сумел превратить границу между Казахстаном и Россией в границу дружбы и взаимного доверия, а нынешний глава государства развивает и укрепляет это наследие — это свидетельство преемственности в политике Казахстана по отношению к России и его народу, и залог мира и добрососедства между нашими странами. Крым и Донбасс — это внутреннее дело Украины и России. Казахстан, со своей стороны, выступает за скорейшую нормализацию украино-российских отношений, прекращение военных действий на Донбассе. Чтобы, наконец, два славянских и братских народа перестали жить во взаимной вражде и ненависти. Независимому Казахстану удалось на каждом этапе из этих 30 лет построить конструктивно-позитивные отношения с этими лидерами РФ в интересах Казахстана и его народа, а также в интересах российского народа и России. За 30 лет своей независимости Казахстан сумел воплотить в жизнь все идеи алашского движения, сформировать политический и международный имидж страны на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества. Керимсал Жубатканов — кандидат исторических наук, доцент Казахско-русского международного университета, специально для ИА Реалист

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх